пятница
Счастье
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: церк.-слав. съчѧстьнъ «причастный», русск. счастье, укр. ща́стя ср. р.; др.-чешск. ščěstie, чешск. štěstí «счастье», šťаstný «счастливый», словацк. šťаstiе, šťаstný, польск. szczęście. Праслав. *sъčęstь̓je объясняют из *sъ- : др.-инд. su- «хороший» + *čęstь «часть», т. е. «хороший удел». По мнению этимолога Бернекера, сча́стье — первонач. «доля, совместное участие» (: съ). Эта этимология несомненна для поздн. церк.-слав. съчѧстьнъ «причастный». Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.
«сча́стье» — эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения
Высшая степень счастья может переходить в состояние экстаза.
Имеется несколько вариантов определения, в том числе:
слово «счастье» используется также как синоним понятия «удача».
счастье — это состояние души, при котором нет чувства горя и тоски (чувства утраты).
счастье — это чувства сами по себе, но чувства положительные, чувства радости и любви.
Противоположным по отношению к счастью состоянием являются депрессия, горе. В качестве признака несчастья традиционно, еще со времён древнегреческой философии, рассматривается беспокойство, которое, как присутствие неудовлетворенности, становится одним из условий для принятия решения к действию.
Медико-биологические аспекты
Состояние счастья можно изучать с помощью доступных методов медицинского обследования. Так было установлено[1], что за состояние счастья отвечает активность коры левой предлобной доли мозга.
Также говорится о «гормонах счастья» — т. н. эндорфины.
Философия
Проблема счастья являлась центральной категорией античной этики. Первым проблему счастья исследовал Аристотель, который определил его как «деятельность души в полноте добродетели» (Никомахова этика). Добродетель определялась как то что ведет к счастью. В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма.
Иммануил Кант: «Счастье есть идеал не разума, а воображения»
Религиозные аспекты
Наиболее распространённый подход заключается в том, что состояние счастья связывается с концепцией рая, нирваны. А в этой жизни максимально возможное приближение к состоянию счастья лежит в следовании определённым духовным практикам.
Даосизм
Если отбросить все второстепенное, то центральным вопросом даосизма является счастье. А наиболее полные и точные знания о нем были собраны одним из древних даосских кланов. Так много веков назад появилось на свет Шоу-дао — учение о счастье и путях его достижения.
В художественной литературе
Иван Ефремов в научно-фантастическом романе «Час быка» так описывает своё понимание счастья:
— А из чего оно складывается, ваше счастье?
— Из удобной, спокойной и свободной жизни с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворённости, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира.
— Но это же противоречит одно другому!
— Напротив, это диалектическое единство и, следовательно в нём заключено развитие!
Иван Ефремов утверждает, что счастье не может быть достигнуто без построения отношений с другими людьми. О том же говорит Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Планета людей» — его главный герой приходит к такому выводу в последних главах книги.
Американский писатель Брайан Трейси в своей книге «Достижение максимума» называет счастье естественным природным состоянием человека. Он утверждает, что возможно «личное счастье», но искать его надо не в материальной сфере: «Самое главное ваше сокровище — это мир в душе».
Достижение мира в душе должно стать центральным принципом вашей жизни. Оно должно стать главной целью, по отношению к которой все остальные цели играют подчинённую роль. В действительности, вы можете быть по-человечески счастливы только в той мере, в которой способны достичь мира в душе.
В этой же книге утверждается, что установка «Счастлив тот, кто умирает с наибольшим количеством выигранных игрушек» — неверна. Понимание счастья субъективно (каждый определяет его по-своему), но для достижения этого состояния любому человеку достаточно устранить из своего сознания все отрицательные эмоции, от страха и беспокойства до самой разрушительной эмоции — злости. В своей книге Брайан Трейси утверждает, что счастье недостижимо без установления взаимоотношений с другими людьми.
Джордж Озава пишет следующее:
«Счастье тысячи лет назад определялось в восточных сказаниях как зависимость от пяти причин:
Радость от здоровой, продуктивной и долгой жизни.
Свобода от заботы о деньгах.
Инстинктивная способность избегать несчастий и излишних трудностей, которые могут привести к преждевременной смерти.
Благоприятное сочетание явлений, которые определяют порядок и управление бесконечной вселенной.
Глубокое понимание того факта, что человек должен стать последним с тем, чтобы стать затем первым навсегда. Это означает отказ от стремления к цели, от стремления стать победителем или, другими словами, первенства в чем-либо, так же как и успешное достижение этой цели возможно лишь тогда, когда человек станет „последним в очереди“, казалось бы, как можно дальше от цели.
Восточная философия в своем биологическом, физиологическом, социальном, экономическом и логическом аспекте учит практическому пути достижения счастливой жизни. Противоположный путь философского, интеллектуального, логического, теоретического изучения труден, утомителен, бесконечен и разочаровывающе бесполезен[2]».
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий